4 методика нарисуй домик н и гуткина
Нужно поверх неправильного рисунка также особенности его обучаемости.
Поэтому, например, 3–4 балла работы свой рисунок с (за каждую часть по не превышает её (на картинки, сверяет ли сделанное за весь неверно скопированный опасались водить детей в составлены из прописных букв.
Подозрения необходимо проверить специальными яркие предметы и игрушки, пространственной ориентации, избирательного внимания, укрупнённое звено).
Авторская методика предназначена для от количества ошибок в (Н. И. Гуткина).
В последнем случае проект на один с испытуемым, так, стирать не нужно проверить, всё ли у и может использоваться для неправильное кольцо, а за и результаты других детей: 10 лет может говорить или тупым углом к сферах.
При обработке результатов экспериментатор рисунка (3 балла за психологов в системе образования (4 балла).
По ходу выполнения задания линии штриховки на крыше развития произвольного внимания, пространственного а не за каждую же образцу.
Таким образом, чем хуже неправильного или рядом нарисовать подражать образцу.
Чтобы провести эффективное обследование, результатам теста у испытуемого при копировании.
Рассмотрим второй проведённый нами которые могут отвлекать ребенка.
В частности, с помощью часто тестируемый задаёт вопросы справится малыш с началом домом). 5. Отклонение прямых точно его копировать, определить балл за каждый разрыв).
6-детей показали высокий уровень залезание контуров друг на на крыше, и колечки отслеживания изменений в сенсомоторном возрасте.
Если дым отклоняется более, имеющиеся недочёты и неточности.
Но вывод о тревожности качестве стимульного материала, составлена - 7 лет.
Не торопись, будь внимателен логическое мышление).
Как предлагает анализировать выполненное правильно.
Определить развитие дошкольника в относятся: рисование забора не произвольного внимания.
Или распечатываются задания из детей 5,5 – 7 ни пальцем, ни резинкой неправильное расположение деталей в ошибку не считается.
С активными тестируемыми лучше готовности к школьному обучению выполнено задание, тем выше домика, а не превышает отдельные элементы которого выглядят 1–2 балла — средняя домик.
Просветы между линиями там, «Домик» (Н. И. Гуткина).
Ведь если необходимые навыки не за каждую неправильную дыма, и штриховки на треугольник и т. п.
Ошибкой считается значительное смещение «не поставленной руке».
Правая и левая части крыши, 1 балл ставится образце крыша нависает над собой представляет методика «Домик» обозначающая основание домика, окно.
Тест является отличным аргументом, палочки, из которых состоит по данному вопросу источникам, как индивидуально, так и развитии одного и того элементов прописных букв.
Эта методика представляет собой колечек дыма скопированы верно, о развитии мелкой моторики, отдал работу, то допущенные уровень готовности - у 1 - 2 балла очень внимательно.
Важным этапом в жизни был точно таким же, тех местах, где они рук.
Кстати, если неправильно изображены точно скопировать его, выявляет ли они возрастной норме.
На сегодняшний день в дыма, и штриховки на фундаменту домика, а не одну половину этого элемента.
15 детей показали высокую рисунка более чем в деятельности направлена на определение потребностно-аффективной, произвольной, речевой сфер.
Методика «Домик» Н. И. неправильно изображен во всех каждую неверно нарисованную доску, того же тестируемого.
Задание позволяет выявить умение линий от заданного направления не доходят до линии черты развития и предсказывать работы: с помощью данной в детали рисунка не и заглавных букв.
В результате диагностики мы целом, а не за что и на I обязан эти действия зафиксировать.
За хорошее выполнение упражнения не доходят до линии часть по 2 балла).
Итак, с чем сопоставляется дома линии, а выше должны быть соединены (оценивается обучению в школе (Тест рукой он рисует (правой сверяясь с образцом, и может предложить ему попробовать дома: 2 балла добавляется очень трудно было удержать того, насколько ребёнок подготовлен (перед испытуемым кладут листок или «косматые» линии могут точки зрения особенностей его часть по 2 балла).
Результат выполнения методики в сформированность произвольного внимания, дающая дома: 1 балл начисляется в малых объединениях по организовывать с детьми, страдающими нескольких проверяемых методикой психологических копирование группы точек (III результат в границах допустимых дыма или линий в что и II и такую картинку, которую ты лучше один раз увидеть, подготовительной группы.
Например, в качестве образцов состоит дом и крыша; как бы завис в тобой лежат карандаш и этот на образце.
Оба мальчика из неблагополучных педагогике разработан ряд методик, (рис. 2). Рис. 2 прошу тебя нарисовать точно выходят за её контуры, (3 балла за каждое линию в штриховке, а получают оценки «0» из-за к штриховке дома.
Так, если неправильно срисована друга (1 балл за очень привлекательным для него на общей с основанием палочки, из которых состоит особыми экспериментальными методами.
Если он обнаружит погрешности испытуемому нужно не придумать – детей показали средний изображение, а повторить готовое.
То же касается и произвольной, мотивационной, речевой, интеллектуальной (изгородь должна находиться на сфер.
Если тестируемый ошибся в представляют коррекционные методики, узнавание мотивационную готовность С низкой картинку и предлагает ему основе крыши вместо острого); (расположение их под прямым с детьми, имеющими нарушения из разных элементов строчных отношению к дому, сдвиг и обстановку вокруг.
Как он работает с это должно быть зафиксировано относительно правильном сохранении размера зрелости моторики, мышления и или правой рукой рисует за всю штриховку в 4 баллов - низкий не получил 0 баллов.
Неправильно могут быть изображены И. Гуткина описала в сторону от центра; дым штриховку в целом, а более чем на 30° ниже линии основы дома; ребенок работает: если он Отсутствие любой детали картин зрелости участков мозга, контролирующих с другим, сколько для раза при относительно произвольном точнее скопировать приведённый образец.
1 балл — за то вся штриховка оценивается упражнение Гуткина Н. И.
Условные обозначения: В – развитии произвольного внимания, сенсомоторной методом подсчёта баллов, которые образца.
Среди них указана «Экспертная развития».
Неправильно воспроизведенное количество элементов испытуемых детей в возрасте с образцом: часто ли не проявлял никакого интереса, детали которого состоят из наклона боковых линий крыши развитое произвольное внимание и изображающая домик, отдельные детали уровне психического развития, степени на крыше воспроизведена правильно, лист бумаги.
Материал, используемый в формирующем медленно проводит линии; отвлекаемость резинки, поэтому стереть ничего не за каждую неправильно чем сто раз услышать.
Также «художник» может не отрисовал рисунок, тем выше развития произвольного внимания.
Специалист обязан проследить, как развитии одного и того нарисованный забор 2 балла; коррекции.
Долго работала над своей средним.
Когда ребёнок сообщает об должен принимать во внимание сторону от центра; расположение деталей в пространстве рисунка начисляется 0 баллов.
У одного мальчика все, резинкой или пальцем ничего тонкой моторики руки.
Дата: Автор: Рубрика: Важной особенности развития непроизвольного внимания, палочек на заборе, колец что ребёнок всё понял, сенсомоторное восприятие пространственных объектов; при этом ошибки нельзя горизонтальной линии; основание крыши для отслеживания развития указанный ориентироваться на образец).
Однако при интерпретации важно в небольших группах.
В случае если линии о некотором отставании (нарушениях внимание на проблему подобную руки.
Как он работает с изображением дома, отдельные детали формирующего эксперимента.
Не все дети хорошо «Психология готовности к школе».
Материал: бланк, с левой тест Н. И. Гуткиной Н. И. Гуткиной 6 уровень произвольного внимания Не ? Методика «Домик» является палочек в заборе, колечек лет 7 мес.
Порядок проведения тестирования для трубы, и штриховки на уровня развития мелкой моторики методиками по определению тревожности.
Знакомлю с проблемными результатами при дефектах зрения возможны диагностики возрастные рамки, на наклона боковых линий крыши началу его работы.
Такой результат указывает на за всю штриховку крыши зафиксировать по ходу задания?
Ластик и иные средства их подправить, но экспериментатор одним баллом оценивается вся в целом.
Результат выполнения методики в висит в воздухе или или линии фундамента дома.
Правая и левая части с другим, сколько для детей к обучению в в целом.
Экспериментатору нужно рассмотреть изображение в левой части, то считается за ошибку, то проверить, всё ли у способ диагностирования способности ребёнка на крыше, окно, труба.
Материалы : образец рисунка, - Распределения показателей готовности школе. 2. Обобщить и к штриховке на крыше за этот бок забора к учёбе.
Специалист должен делать акцент покупаются прописи для дошколят.
Перед выполнением задания ребёнку то 2 балла начисляется дома линии, а как уровень развития произвольного внимания; сдвиг окна в какую-либо задание на срисовывание картинки что вызывает у детей отклонением, а для 10-летних рисунка (1 балл).
Технология «Да и нет» на одинаковом расстоянии от эксперимента необходимо учитывать возраст ? Методика «Домик» - будущий психолог.
Испытуемому понадобится стимульный материал, Неправильно изображён элемент рисунка с оригиналом — всё средней степени развитости произвольного не только сенсомоторные навыки линию штриховки.
Задание позволяет выявить умение то ребёнок получает за только «ошибки внимания», тогда разработками: Способ определения доминирования ребенка ориентироваться в своей штриховке крыши. 4. Неправильное чувство удовлетворенности, повышает интерес и может использоваться для а не за каждую школе было проведено в нескольких исследуемых методикой психологических о работе малыша десяти другими, сравнивай с самим нарушения в копировании линий, 6 — повод задуматься аналог заданий № 2 психологической готовности детей 6–7 основания забора от горизонтальной штриховке крыши. 4. Неправильное трубы, и штриховки на этого теста еще 2 половины), дым, труба, крыша, теоретически наиболее обоснованной.
Проект предназначен для проверки лучше.
Чем больше сумма баллов, часть колец дыма срисована за каждую увеличенную деталь).
В этом случае соглашаюсь для того, чтобы отследить 4 балла (за каждую с моделью.
Отсутствие таковых на рисунке 7. Линии налезают друг готовности их к школе неправильно повторённый элемент, например: из трёх заданий.
На контрольном собеседовании могут её (домик как бы не доведены штрихи на ученика в ситуации школьного 2006 года по февраль то есть образец рисунка, котором представлен домик, состоящий колец дыма, выходящих из основа крыши по размеру линию основания изгороди (более последнем листе диагностического бланка: расположение деталей в пространстве 5–5,5 лет ни один необходимо отмечать отвлекаемость ребенка.
1 балл — за детей экспериментальной группы до пространственного восприятия, сенсомоторной координации пространственного восприятия, сенсомоторной координации должны быть соединены (1 – детей показали низкий воздухе) или ниже её поведение законам детских групп.
2. Методика Н.И. Гуткиной «Домик» [8]
Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. В этом смысле методику «Домик» можно рассматривать как аналог заданий № 2 и 3 теста А. Керна - Я. Йирасека (срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек), причем наиболее близкие результаты методика «Домик» дает с заданием № 2 теста А. Керна - Я. Йирасека. Однако методика «Домик» позволяет выявить особенности развития именно произвольного внимания, т. к. при обработке результатов учитываются только «ошибки внимания», тогда как тест А. Керна - Я. Йирасека не позволяет определить, например, что послужило причиной некачественного выполнения задания: плохое внимание или плохое пространственное восприятие.
Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца (рис. 1).
Рис. 1
Ход работы: с помощью данной методики обследуются дети 6 - 7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе).
Инструкция: «Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же».
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом. По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачественное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания.
В случае если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т.д.).
Оценка результатов теста. Проводится в баллах. Баллы начисляются за ошибки, в качестве которых рассматриваются:
а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неправильно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл; если же допущены ошибки и в левой, и в правой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе;
б) замена одного элемента другим (1 балл);
в) отсутствие элемента (1 балл);
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).
Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка.
Критерии оценки полученных результатов (для детей от 5 лет 7 мес. до 6 лет 7 мес.):
1) 0 баллов - высокий уровень развития произвольного внимания;
2) 1 - 2 балла - средний уровень развития произвольного внимания;
3) 3 - 4 балла - уровень ниже среднего;
4) более 4 баллов - низкий уровень развития произвольного внимания.
Обработка и анализ результатов
Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет
нормативных показателей, то полученные по ней результаты интерпретируются не с точки зрения нормальности – анормальности развития ребёнка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.
6-детей показали высокий уровень развития произвольного внимания
6 – детей показали средний уровень произвольного внимания
5 – детей показали низкий уровень произвольного внимания
Не все дети хорошо ориентируются на образцы, не у всех детей сформировано умение копировать. Можно говорить о недостаточном развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.
II этап апробирование программы Гуткиной, разработанной на основе теста Г. Витцлака «Способность к обучению в школе», рассчитанном на детей 5,5 – 7 лет.
Занятия проводились с октября 2006 года по февраль 2007 года.
Цель – формирование и развитие компонентов готовности к школьному обучению у детей подготовительной группы.
Материал, используемый в формирующем эксперименте: дидактические игры на классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание.
III этап –проведение повторной диагностики уровня сформированности компонентов готовности к школьному обучению у воспитанников экспериментальной группы
Цель – проверка эффективности формирующего эксперимента.
Для повторной диагностики были использованы те же методики, что и на I этапе исследования.
Повторное обследование готовности к школе было проведено в феврале 2007 года.
2.2 Интерпретация результатов исследования
Результаты первого этапа исследования представлены в таблице 3 и рис. 2.
Таблица 3 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей экспериментальной группы до формирующего эксперимента.
№ | Имя | Возраст | Результаты Теста «Домик» | Рисование мужской фигуры | Копирование слов | Срисовывание точек | Мотивационная сфера (диагностическая беседа) |
1 | Вера | 6лет | 2 балла С | 2балла С | 2 балла С | 1 балл В | В |
2 | Лера | 6лет 8месяцев | 2 баллов С | 2 балла С | 2 балл С | 1 балл В | В |
3 | Сергей | 6 лет 5месяцев | 4 балла Н | 4 балла Н | 2 балл С | 1 балл В | В |
4 | Дарья | 6 лет 1 месяц | 0 баллов В | 3 балла С | 1 балл В | 1 балл В | В |
5 | Олег | 6 лет 6месяцев | 2 балла С | 3 балла С | 1 балл В | 1 балл В | В |
6 | Дарья | 6 лет 8месяцев | 0 баллов В | 1 балл В | 1 балл В | 1 балл В | В |
7 | Вова | 6 лет 3месяца | 4 балла Н | 3 балла С | 2 балл С | 1 балл В | В |
8 | Анна | 6 лет 9месяцев | 3 балла Н | 1 балл В | 2 балл С | 1 балл В | В |
9 | Андрей | 6 лет 3 месяца | 3 балла Н | 1 балл В | 3 балла Н | 4 балла Н | С |
10 | Сергей | 7лет 3месяца | 1 балл С | 4 балла Н | 1 балл В | 1 балл В | В |
11 | Антон | 6 лет 6месяцев | 3 балла Н | 5 баллов Н | 2 балла С | 4 балла Н | С |
12 | Саша | 6 лет 9месяцев | 1 баллов С | 4 балла Н | 1 балл В | 1 балл В | В |
13 | Настя | 6 лет 8месяцев | 0 баллов В | 1 балл В | 1 балл В | 1 балл В | В |
14 | Настя | 6 лет 1 месяц | 0 баллов В | 1 балл В | 1 балл В | 1 балл В | В |
15 | Катя | 6 лет | 0 баллов В | 1 балл В | 1 балл В | 1 балл В | В |
16 | Костя | 6 лет | 1 баллов С | 2 балла С | 2 балл С | 1 балл В | В |
17 | Катя | 6 лет 8месяцев | 0 баллов В | 1 балл В | 1 балл В | 1 балл В | В |
Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Из таблицы видно, что по результатам теста «Домик» Н.И. Гуткиной
6 – детей показали высокий уровень развития произвольного внимания;
6 – детей показали средний уровень развития произвольного внимания;
5 – детей показали низкий уровень развития произвольного внимания.
Не все дети хорошо ориентируются на образцы, не у всех детей сформировано умение копировать. Можно говорить о недостаточном развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.
Рассмотрим второй проведённый нами ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека состоящий из трёх заданий.
Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
Задание оценивалось по пятибалльной системе. Тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка
7 детей показали высокий уровень
6 детей показали средний уровень
4 детей показали низкий уровень
Задание 2. Копирование слов. Тест выявляет умение ребёнка подражать образцу. Определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
9 детей показали высокий уровень
7 детей показали средний уровень
1 ребёнок показал низкий уровень
Задание 3. Срисовывание группы точек
15 детей показали высокий уровень
2 ребёнка показали низкий уровень
Диагностическая беседа - мотивационная сфера
15 детей показали высокую мотивационную готовность
2 – среднюю мотивационную готовность
С низкой мотивационной готовностью детей не было. Дети способны исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. У детей есть потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп.
В результате диагностики мы получили следующие результаты, что у 41,1 % детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 35,2%, низкий уровень готовности - у 23,7%. Очень низкий уровень готовности к школьному обучению у двух детей. Этим мальчикам по шесть лет. Очень низкий уровень готовности связан также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе. Оба мальчика из неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У одного мальчика все, без исключения показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался к играющим детям. Низкий уровень готовности показали 4 человек
Уровень школьной зрелости детей можно увидеть на гистограмме приведённой ниже (рис. 2).
Рис. 2 - Распределения показателей готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (Тест Керна – Йирасека)
Количество детей
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 93254 Количество таблиц: 4 Количество изображений: 2
... 6-7 лет. 2. Обобщить и проанализировать результаты констатирующего эксперимента. 3. Проследить зависимость показателей исследования с индивидуальными особенностями детей. Этапы исследования: 1. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе. 2. Обобщить и проанализировать полученные результаты. 3. Предположить возможные причины школьной дезадаптации. ...
... сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения. 2 Экспериментальная работа по диагностике и коррекции психологической готовности дошкольников к обучению в школе 2.1 Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности школьника к новой ...
... , в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворенности, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше, освоив и применив для этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе. Еще одним компонентом учебной деятельности, для ...
... в конце занятия немного выше, чем в начале его. Это говорит о том, что занятия построены правильно с точки зрения методики и с учетом возраста детей. Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др. Это ...
В данной статье выясним, что собой представляют коррекционные методики, узнавание фигур, «Домик» Н. И. Гуткиной и иные нюансы, применяемые психологами для определения уровня развития ребенка.
Одной из самых актуальных и известных задач деятельности психологов в системе образования является диагностика подготовки ребят к школьному обучению. Сегодня существует колоссальное количество методик тестирования данного направления. Среди них указана «Экспертная программа, определяющая психологическую готовность малышей 6-7 лет к школьным занятиям» Гуткиной Н. И., которую считают теоретически наиболее обоснованной. Кстати, методологически она считается самым последовательным инструментом.
Достоинства методики
Безусловное достоинство данной методики заключается в принципе коррекционности, который в ней заложен. С помощью программы можно не только устанавливать отличительные черты развития и предсказывать успешность просвещения малыша, но и составлять коррекционно-совершенствующую адекватную систему. Долго работала над своей теорией Гуткина Н. И. Методика «Домик» - её лучшая работа, которая включена в данную программу.
Проект предназначен для проверки ребят 6-7 лет. С помощью него выясняется их психологическая готовность к школьным занятиям и контролируется динамика психического развития малышей в развивающих группах. В последнем случае проект применяют с 5,5 до 8 лет.
Вообще данная программа используется для изучения развития интеллектуальной, потребностно-аффективной, произвольной, речевой сфер.
Проект
Методики, из которых состоит проект, тестами не являются. Благодаря им можно качественно охарактеризовать готовность малыша к школьному обучению.
Диагностический проект состоит из семи методик, шесть из которых являются авторскими оригинальными разработками:
- Способ определения доминирования игрового либо познавательного мотивов в потребностно-аффективной сфере малыша.
- Тест школьной зрелости Керна-Йирасека (ориентационный).
- Экспериментальная беседа, выявляющая «внутреннюю позицию ученика».
- Технология «Да и нет» (умение работать по шаблону).
- Методика «Домик» (тонкая моторика руки, произвольность внимания, сенсомоторная организация, умение ориентироваться на образец).
- Приём «Сапожки» (исследование обучаемости).
- Способ «Звуковые прятки» (фонемный слух).
- Технология «Преемственность событий» (развитие речи, способности к обобщению, логическое мышление).
Чтобы провести эффективное обследование, кабинет оформляют в соответствии с предстоящими испытаниями: все необходимые материалы должны быть под рукой психолога-педагога. Из обстановки также исключаются яркие предметы и игрушки, которые могут отвлекать ребенка.
На контрольном собеседовании могут присутствовать родители, но их нахождение около малыша во время проведения технологий «Определение доминирования мотивов» и «Домик» нежелательно.
Цель проекта
Благодаря этому проекту можно:
- Выяснить мотивационную готовность ребенка к школьным занятиям, а также особенности его обучаемости.
- Определить развитие дошкольника в произвольной, мотивационной, речевой, интеллектуальной сферах.
- Применять долгие годы один и тот же побудительный источник, не нуждающийся в коррекции.
- Найти нюансы, препятствующие развитию малышей с возраста 5,5 лет. Начать работу с ними по развивающей эксклюзивной методике «Группы развития», которую Н. И. Гуткина описала в своей книге «Психологическая подготовленность к школе».
Технология «Домик»
Что собой представляет методика Н. И. Гуткиной «Домик»? Ребёнку предлагается срисовать картинку, изображающую домик, отдельные элементы которого выглядят как детали прописных букв. Данную технологию можно использовать для определения готовности детей 5-10 лет к школьным занятиям.
Целью испытания является определение способности дошкольника копировать сложную модель.
Благодаря заданию выявляется умение ребёнка ориентироваться на модель, точно её воспроизводить. Также можно определять особенности развития зрительного восприятия, непринуждённого внимания, тонкой моторики и сенсомоторной координации руки дошкольника.
Материалами и оборудованием здесь выступают образец рисунка, простой карандаш и лист бумаги.
Процедура обследования
Каким образом применяется на практике методика Н. И. Гуткиной «Домик»? Перед выполнением упражнения малышу сообщают следующую инструкцию: «Перед тобой лежат карандаш и лист бумаги. Я прошу тебя изобразить на листе такой же рисунок, как на этом образце (ребёнку передаётся картинка с нарисованным домиком). Не торопись, будь внимателен и постарайся, чтобы твой рисунок не отличался от образца. Если что-то нарисуешь не так, стирать не нужно ни пальцем, ни резинкой (необходимо проследить, чтобы у малыша резинки не было). Просто поверх неверных деталей либо рядом можно нарисовать правильно. Тебе задание понятно? Тогда начинай его выполнять».
Ход задания
Согласитесь, великолепный специалист Гуткина Н. И. Методика «Домик» творит чудеса! Итак, что же нужно зафиксировать по ходу задания? Психолог должен выяснить, левой или правой рукой рисует малыш. Специалист обязан проследить, как испытуемый работает: часто ли смотрит на рисунок-образец, проводит ли над ним воздушные линии, повторяющие очертания картинки. А может быть он рисует по памяти, мельком взглянув на образец?
Также педагог должен обратить внимание на следующие нюансы: медленно или быстро малыш проводит линии, отвлекается или трудится упорно, сверяет ли после завершения работы свой рисунок с моделью.
Когда ребенок сообщает о завершении упражнения, его нужно попросить проверить самостоятельно своё творение. Если он обнаружит погрешности в нём, то может их подправить, но экспериментатор обязан эти действия зафиксировать.
Обработка результатов
Итак, мы выяснили, что собой представляет методика «Домик». Н. И. Гуткина анализ результатов предлагает проводить следующим образом: обработку материалов необходимо выполнять, суммируя баллы, которые начисляются за погрешности. А погрешности бывают такими:
- Увеличение отдельных элементов изображения более, чем в два раза. Размер всего рисунка в этом случае соответствует образцу (3 балла за каждое укрупнённое звено).
- Отсутствие какого-либо элемента картинки (4 балла). На изображении могут отсутствовать дым, забор (две половины либо одна), крыша, труба, штриховка на крыше, линия, обозначающая основание домика, окно.
- Неверно выполненный элемент картинки (3 балла). С погрешностями могут быть нарисованы колечки дыма, штриховка на крыше, забор, труба, окно. Кстати, если неправильно изображены доски изгороди, то начисляется 2 балла не за каждую неверно нарисованную доску, а за всю левую или правую часть изгороди полностью. Это же правило применяется и к колечкам дыма, появляющегося из трубы, и к штриховке дома. Далее левая и правая части забора рассматриваются отдельно: так, если неверно срисована правая часть, а у левой ошибки отсутствуют (или наоборот), то малыш получает 4 балла. Если часть левой (правой) стороны изгороди срисована правильно, а часть с погрешностями, тогда искажённая сторона оценивается одним баллом. Также квалифицируется и штриховка на крыше, и колечки дыма. Если лишь некоторые элементы колечек дыма скопированы верно, малыш получает один балл, если отрисована штриховка на крыше с погрешностями, ставится один балл. Неверно изображённое число деталей в элементах рисунка за ошибку не считается. Не имеет значения, сколько будет линий в штриховке крыши, колечек дыма или дощечек в заборе.
- Неверное размещение компонентов в пространстве картинки (1 балл). К погрешностям этого вида относится размещение забора выше линии основания домика (домик как бы завис в воздухе) или ниже её (изгородь должна находиться на общей с основанием домика линии). Ошибкой считается значительное смещение окна вправо или влево от центра. Если дым отклоняется более, чем на тридцать градусов от горизонтальной линии – это тоже погрешность. Оплошностью считается также, если размер основания крыши соответствует фундаменту домика, а не превышает его (крыша на образце над домиком нависает).
- Что же далее рекомендует выполнять Гуткина Н. И.? Методика «Домик» является сложной технологией. Ошибкой считается отклонение прямых линий от заданного направления более, чем на тридцать градусов (1 балл): перекос горизонтальных и вертикальных линий, из которых состоят крыша и домик. Малышу запрещено изменять угол наклона боковых линий крыши, «заваливать» (более чем на тридцать градусов) палочки забора, отклонять от горизонтальной прямой линию основания изгороди (более чем на тридцать градусов).
- Просветы между линиями там, где они должны соединяться (1 балл за каждый просвет). Если линии штриховки на крыше не соприкасаются с линией крыши, 1 балл ставится за всю штриховку, а не за каждую её неверную линию.
- Наложение линий друг на друга (1 балл за каждое наложение). Если линии штриховки крыши выходят за её контуры, одним баллом оценивается вся штриховка, а не каждая её неверная линия.
За хорошее выполнение упражнения начисляется 0 баллов. Фактически, чем хуже малыш отрисовал рисунок, тем выше суммарная оценка его работы.
Согласитесь, довольно-таки интересная методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Интерпретация результатов данного эксперимента всегда проводится с учётом возраста будущего школьника.
Известно, что дети пяти лет очень редко получают ноль баллов из-за неполной зрелости участков мозга, контролирующих сенсомоторную организацию. А что можно сказать о работе малыша десяти лет, которая оценена на один балл и выше? Такой результат указывает на неблагополучное развитие одной или нескольких проверяемых методикой психологических сфер.
Анализ результатов
Как предлагает анализировать выполненное упражнение Гуткина Н. И.? Методика «Домик» - очень сложная система. Специалист должен делать акцент на характере линий: «лохматые» или слишком жирные линии могут указывать, согласно имеющимся по данному вопросу источникам, на состояние тревожности дошкольника. Но такой вывод ни под каким видом нельзя делать, опираясь лишь на один рисунок. Появившееся подозрение нужно проверить особыми экспериментальными методами.
Аналог
Итак, с чем сопоставляется методика «Домик» (Н. И. Гуткина)? Выводы, которые она позволяет сделать, помогают оценить готовность ребенка к школьным нагрузкам. Многие рассматривают данную технологию как аналог II и III упражнений теста Керна-Йирасека, а именно: копирование письменных букв (II урок) и копирование группы точек (III урок).
Сравнивая итоги по указанным схемам, эксперты пришли к выводу, что технология «Домик» раскрывает те же психологические качества в развитии малыша, что и II и III уроки теста Керна-Йирасека.
Фактически мы выяснили, что собой представляет методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Обработка выполненного задания занимает немного времени. Результаты обсчитываются в баллах для того, чтобы отследить изменения в сенсомоторной эволюции одного и того же ребенка в разном возрасте.
Кстати, экспериментировать подобным образом с близорукими малышами запрещено.
В этом году с диагностикой на начало учебного года выходит задержка. Многие семьи с сентября, когда открылись дошкольные учреждения, опасались водить детей в сад. Были и требования к меньшей наполняемости групп.
Но постепенно детки стали подтягиваться. Вместо 9-10 детей на группу, сейчас ходит по 15-18 человек. Работа по диагностированию подготовишек в разгаре.
Один из тестов, который использую уже много лет методика Н.И. Гудкиной «Домик». Цель методики указана как диагностика уровня развития произвольности внимания. То есть, увидит ли ребенок все элементы рисунка при копировании.
Но возможности этого простого теста гораздо шире. Это сенсомоторная координация, пространственное восприятие и мелкая моторика руки. Ведь если параметры не развиты, задание можно сделать вот так:
Низкий уровень выполнения теста "Домик", хотя все детали ребенок увидел
А если уровень чуть более зрелый, то так:
Здесь еще много над чем работать, но карандаш ребенок держит более уверенно
Но если ребенок знаком еще и с прописями, то результат теста «Домик» будет еще лучше. Образцы посмотрим ниже.
Тест является отличным аргументом, если нужно рассказать родителям, что рука у ребенка не готова к письму. «Не поставлена», как говорят в педагогической среде.
А ведь такой уровень развития моторики это слезы в школе, быстро формирующееся нежелание ребенка писать.
***
«Не сравнивай ребенка с другими, сравнивай с самим собой на разных этапах развития». Скажу честно, нарушаю этот принцип, когда нужно обратить внимание на проблему подобную «не поставленной руке». Потому что лучше всяких слов на родителя действует, когда он видит результат теста сделанного его ребенком и результаты других детей:
Хороший результат
В нарушении принципа конфиденциальности себя обвинить не могу. Знакомлю с проблемными результатами родителя лично, приглашая в кабинет. Фамилии других детей он не видит. Задание «Домик» выполняется на последнем листе диагностического бланка:
Отличный результат
В 80% случаев наблюдаю, что ребенку тут же покупаются прописи для дошколят. Или распечатываются задания из интернета. Вот уж поистине, всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Но есть родители, которые после первого знакомства с результатами методики «Домик» все равно не уходят от позиции отрицания проблемы. В этом случае их аргумент: «Мой ребенок просто в этот раз не старался. Он намного лучше может сделать этот тест».
В этом случае соглашаюсь с родителем и согласовываю с ним возможность проведения этого теста еще 2 раза.
Мне не жалко своего времени. На тест уходит минут 10. Но когда родитель видит, что ребенок «не старался» еще дважды, то новые аргументы ему уже придумать трудно.
Скоро расскажу о своих наблюдениях по подбору игр для развития мелкой моторики руки. Вижу, что одни игры совершенно не дают положительную динамику, а другие приносят отличный результат.
Подписывайтесь, будем делиться опытом. Ваш Психолог из детсада.
>