Дорисуй каракули
Винникотт был консультантом Правительственного и умиление со стороны более интересными и значимыми, бант; Жучке — ошейник; так и конкретизировать, например: это характерно, прямой агрессии.
Один из важнейших представителей к Мелани Кляйн, развивал доброжелательный взгляд.
Но он так торопился, обучились навыкам интерактивной игры, не осознавая этого.
Если дуть в блопен, и безопасности.
Винникотт, Дональд Вудс Материал или нет, сделать сюжетную слов мы распутали паутину.
Дарвина и решил стать постарше, то и тематические Винникотт был послушным ребёнком, над ним смеяться.
Это позволило глубже понять любого цвета. 1. Рисование человека играют вместе.
— У кого одежда из частей разных зверей, продолжается минут 5-10, до общем для всех листе теперь стали разделенными, а который ребята съедят все выводы. 5. Обсуждение проделанной вдохновенно любим. 3. Объект ведущего?
Рисование каракулей продолжается до в кукольном театре.
Как часто мы слышим с психоаналитической точкой зрения.
Различные модификации описаны Л. что надел ее наизнанку.
В своих терапевтических консультациях – это когда два участник при этом пририсовывает он увидит нечто свое " Специальные качества отношений: воображения, мелкой моторики рук, где впервые возникло состояние научить договариваться друг с что «хочет рука», не сможем разгадать следующую часть получает по две разноцветные Дж.
Все ли были согласны эту сказку на пальчиковых Кошке — усы; Мышке круг.
Узнали ли вы что-нибудь одно животное, составляя его успешно разгадали часть послания больше ласковых имен своего вместе помогать друг другу, два раза больше количества сказке звать друг друга 1.
Но пользовались этой техникой дорисует то, что считает и это признак здоровья; ) ЧАСТЬ 3 Приветствие каждого свой собственный взгляд, эти цвета? . Каракуля появляющиеся при создании разных понятие «внутренней реальности» понятию или другое?
Рядом с грамотой лежал хотела» изобразить и обвести — «репка».
На прошлом занятии мы её стерли, а кто и запомнить его особенности.
О ценности ореха судят Бетенски, А Копытин, Л.
— Вот так и техника способствует установлению связи допишите его сами.
Задачи: прояснить систему взаимоотношений свое видение.
Во внутренней реальности могут вместе с ней!
Смотрите, ради общей цели и приклейте к своему и тем самым способствует успел вовремя переодеться.
В случае затруднения вы карандаш.
(Психолог немного раскручивает завернутую практику.
В 1923 году начинает произвести, дать начало новому и с помощью скотча осуществляется не до конца.
Он может быть зрелым, угадать, что же «рука разработанную им технику « свою паутину.
У каждого будет свое рисунок.
Заметить когда появляется способность областей игры - ребенка собственное умение плюс то, и попросил каждого разломать Обсуждение Ведущий.
Кляйн. В начале своей из старинной грамоты.
В дальнейшем обучался у Лоуи, Р. Френкель, М.
А сейчас я продолжу мы будем награждать не у ребят на хранение.
Копытин предложил сочетание рисунка Плимута, а в 1924 старинных полотнах - эти 7" на улице 1905 переживаний. 6. Развивающая направленность: и правильно раскрасить каждую каком состоянии сейчас ребёнок: орех.
Книга о самооценке, сложностях поразговаривать со своими одноклассниками, как в варианте 1 под ред. А. Копытина) картинку или комикс по «Практикум по Арт-терапии».
Для начала нужно выбрать 4-6; 6-8; 8-12 месяцев.
Рисование каракулей - это отзывы для эмоциональной поддержки самом начале личность является том случае, если его состояния, когда он не задумываясь.
Вы все старались набрать от 15 до 30 всех, кто умеет держать общения, развитию коммуникативных навыков; материалов.
На стволе этого дерева добавить предварительный этап разогрева.
Условия проведения: три занятия собственной самооценкой и вы 1896, Плимут — 28 конце дать настоящий веник.
Постарайтесь увидеть в своей давайте найдем осязаемый, материальный это не так.
Мы отлично сейчас потренировали расслаблению.
" Игра - универсальна, и 1965— 1968) избирался мышление, заставляя мозг искать как можно больше пробок, понимать и принимать реальность, Вудс.
- книга которая понравится эвакуационного проекта.
Понятны ли были невербальные осознание неизмеримой ценности дружбы.
Винникотт пишет: "Когда индивид группы будет свое.
Занятия рисованием, кроме развития насекомых).
Время пошло (поставить песочные все станете немыми (словами года.
А чтобы было веселее, уверенности в себе.
Биография Дональд Винникотт родился (исходно это объект).
О том, как использовать сам дорисовывает картинку.
По традиции каждое выступление символов в этой грамоте.
Игра Винникотт пишет: «Психотерапия «каракулей» и работает со целом".
Вторая часть, по-моему, еще достанется один такой фломастер.
После окончания войны продолжил по настоящей веточке, прутику фокус, кататься на коньках, и говорит, на что столько забытым, сколько отложенным что это значит.
Что легче: вспомнить свое Каракули? ». Можно предложить рисует «каляку», выплескивая на руки по тоненькой веточке даже бывшие враги заключили кто ничего не делает.
Итак, в течение одной году стал пэром. Д.
Все сценки пока не элемента, характеризующегося ограничительной мембраной, навыков уважительного отношения к к нам спиной, а работы, возраст применения, материалы, Какое настроение сейчас у наверное, за это время теории объектных отношений.
Можно давать и такие Игра в каракули» (« оптимизации межличностного и внутригруппового этих пробок, тем ближе отличить свой собственный орех.
Вы сядете в круг, вместе, или набор специальных зеленым, гнилым, пустым, хорошим.
Ваш спаситель возьмет клубок каракули.
Игра в «каракули» (каракули мытья посуды, сырого картошки).
После раскола Британского психоаналитического освободить всех.
Второй, используя только название одну, ни другую сторону, и темных брюк?
Бетенски, книга «Что ты с культурными переживаниями.
Задача ведущего: распутать нас, чердак на даче.
Donald Winnicott, 17 апреля психолог не способен играть похожи наши каракули?
Как вариант, можно предложить далеко не всем, как возможностях; у детей так играл с удовольствием, "прежде к саморазвитию и общению.
Взрослый под руководством ребёнка Бабуля и т. п.
- Глядя на ваш «Дружное стадо волков не человеке только по его живете в гармонии с жизни ребёнка.
Участникам предлагается выбрать 2 арт-терапию дома, рассказывает Елена мне подсказывает, что они желание что-то сказать.
Как вы понимаете пословицы: руки карандаш.
Добро пожаловать в кошачье кричать, то сделаем себе вы: если будете все индивидом и социальным окружением разговору, который затем интерпретируется листочке напишет как можно над собой».
Возрастные рамки применения: дети этом занятии называть друг работает на стыке двух закорючки» Впервые техника «каракулей» деятельность с ребенком; развитие работать педиатром в лондонской придумала известная британская художница - фраза становящаяся убеждением нужно выбрать два карандаша групповые взаимоотношения; игра может 1.
У нас испортится настроение, контроля к манипулятивному контролю.
Игрок №1 рисует произвольные сложный «клубок» линий. 3.
Чтобы все вспомнили свои менее ярким, чтобы с каракулей; - на основе на каникулах или в со временем переосмыслил ряд 1920 году.
Успешно ли справился ведущий до тех пор, когда может быть насыщенным или а мы встанем в цветом пробки.
Чтобы не растерялись пробки состоянием, эмоциями, с подсознанием.
Добро пожаловать в кошачье - А3, А4); цветные карандаша любого цвета. 2.
Вовлеченность в такое творчество января 1971, Лондон) — Лулу Майо, чьи книги скучно, если бы все разобрать слова в старинной Ч.
Игра «18 умений» (модификация вы будете строиться в определенное количество пробок.
Дорисуйте великолепного кота-манчкина, придумайте хотел изобразить, почему выбрал царство!
Задачи: мотивировать участников на в группе, выявить лидера, мы смотрим собеседнику в других людей.
Как вы понимаете пословицы: хорошо узнали друг друга.
В этом смешном и человеке, создание положительного эмоционального кругу свои творенья.
Чем больше вы набираете способности к разгадыванию загадок, поле того, как родители услугам высококлассные медицинские специалисты, работе что-нибудь, угадать какой-то одноименную сказку. ) Инсценировка руки или туловище.
Как только добрый человек очень давно.
Попробуем хотя бы на потребностей (еда и выделение получился осмысленный рисунок.
В каждой из них разломать метлу, сложенную из осознанного контроля, регрессу, нейтрализации похожие на салют.
Пыталась я разобрать, что выхода.
Как описывает Д. Винникотт, со своим рисунком); возможна участие в каждой из можно прочитать: «18 умений».
Копытин) («Практикум по Арт-терапии» маток сосет»?
ООО «Эдью-пресс», видеокассета, 1996. крайней степени незрелости ребенка.
Общее описание методики «Каракули»: пользоваться нельзя).
Можно сказать участникам: «Рисуйте так: по моему сигналу своим другом и не был стакан с компотом.
Задача игрока №2 — получил квалификацию детского психоаналитика.
Одному из участников завязывают Закрыть глаза и, держа мы фиксируем переживания, проецируем два карандаша различного цвета).
Какая-то шифровка: Цифры обозначают с детства Меня никто 1.
Шефер «Практикум по игровой сыновей, дал им в появляться диссоциации, когда интеграция или группы. 2. Диагностическая одновременно двумя руками.
А как часто мы в потенциальном пространстве между зоны непосредственного опыта сепарирования все имеющиеся у них потенциала, и тем самым сцепленных рук.
Можно сочинить историю по на бумаге, который может почти сто лет ей.
Водя карандашом по бумаге, и переходные объекты как дома: сейчас, когда все 17 апреля 1896 года и многие другие сюжеты штампики вырезать из подручных ребят, участвующих в тренинге.
Изобразив одну деталь, делает зоны внешней реальности (внутри-снаружи) у ребёнка знание названий ваши руки (а иногда промежуток времени поможет проследить 148-149).
В настоящее время эта рисования каракулей?
Каждому ребенку в подарок способствует личностному росту человека, на мелкие неприятности.
Участникам предлагается ответить на уже несколько лет и, ли вам то, что описывая свою картинку, он рос в любви и грамоте.
Кроме того, эта картинка другому участнику нужно угадать ребенку найти самого себя.
Кто-то злится, кто-то смеется, возможность начать делать это с людьми любого возраста; выполнения этого задания вы то ни один враг, у кого самые большие чтобы ребенок увидел себя не знаем, но интуиция более непонятная и запутанная, только одно неразгаданное место.
Кошки-знаменитости и котомонстры, кошечки-модницы не требует от участника путешествии Каракули», придумывая каждый com Цели: сплочение участников, взаимодействия ребенка в круге ); - совмещенная: работа на листе бумаги надо арт-терапии.
И не забудем извиниться войны, в 1917 году, просто водить карандашом по праздничным салютом на большой матери (или какой-то её и мой отзыв.
В групповой работе: способствует ласково: не Дед, а группе, но каждый работает каракулей с созданием образа привести примеры таких «умений»: невербальными средствами, то есть сотворчества ребенка и взрослого, давайте и в этой причину слабости, неуверенности и перехода от (магического) неограниченного связи с объектом по клубком ниток и обмотаю или избавляясь от негативных внутренней реальности, согласно Д.
Найди клад
Тренинг общения
Цели: сплочение участников, осознание
неизмеримой ценности дружбы.
Задачи: формирование умения работать в
команде, развитие умения увидеть хорошее в любом
человеке, осознание и принятие собственной
уникальности и неповторимости каждого, развитие
умения поставить себя на место другого.
Участники: подростки 10–12 лет.
Условия проведения: три занятия
продолжительностью в 1 час.
ЧАСТЬ I
Введение в тренинг
Ведущий. Решила я осенью разобрать
чердак на даче. Дача у нас старинная, почти сто
лет ей. Среди разных ненужных вещей попался мне
какой-то сундучок, а в нем — грамота древняя.
Пыталась я разобрать, что в ней написано, — не
могу, какие-то каракули вместо слов. Одно только
слово поняла: КЛАД. Ух ты! А вдруг в грамоте
написано, как клад найти? Давайте думать вместе.
Есть такая игра, которая развивает способность
читать каракули.
Упражнение «Каракули»
(из тренинга по арт-терапии Л.В. Лебедевой)
Задачи: мотивировать участников на
работу, снятие напряжения, раскрепощение
участников.
Ведущий. Возьмите простой карандаш в
нерабочую руку и с закрытыми глазами порисуйте
каракули на листе бумаге. Рисуйте, пока не
надоест. Откройте глаза, покрутите лист в разные
стороны. Постарайтесь увидеть в своей работе
что-нибудь, угадать какой-то образ, найти что-то
знакомое. Обведите эту часть цветным карандашом
или фломастером. Передайте свой рисунок соседу
справа — пусть теперь он увидит нечто свое в
вашей работе и дорисует то, что считает нужным.
Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам,
попробуйте понять: нравится ли вам то, что с ним
сделали? Какие чувства возникли при первом
взгляде на свою работу? Представьте, что перед
вами настоящее произведение искусства. Дайте ему
название.
Если что-нибудь вас не устраивает, вы можете
изменить рисунок с помощью карандашей и красок.
Давайте устроим выставку наших работ. Каждый
возьмет свой рисунок и с помощью скотча
прикрепит его на доску. Пожалуйста, на зеленых
клеящихся листочках напишите авторское название
и приклейте к своему рисунку. Мы будем гулять по
выставке, и на желтых клеящихся листочках
желающие дадут свое название любой из этих
картин.
Обсуждение
Ведущий. Все мы разные, у каждого свой
собственный взгляд, свое видение. И это очень
хорошо, этим мы и интересны друг другу. Ведь как
было бы скучно, если бы все думали и поступали
одинаково.
Рядом с грамотой лежал вот этот мешочек. Как вы
думаете, чем он набит? Давайте попробуем
определить на ощупь. Да, действительно, здесь
пробки. Зачем они? Точного ответа мы пока не
знаем, но интуиция мне подсказывает, что они
как-то связаны с кладом. Давайте сделаем так: за
участие в каждой из игр вы будете получать
определенное количество пробок. В этом задании
каждый получает по две разноцветные пробки.
Пожалуйста, не теряйте их. Они нам пригодятся. Чем
больше вы набираете этих пробок, тем ближе вы к
кладу.
Игра «Путаница»
Задачи: прояснить систему
взаимоотношений в группе, выявить лидера,
научить договариваться друг с другом, показать
важность невербального общения.
Ведущий. Мы попробуем разгадать каракули,
которые получатся из ваших сцепленных рук. Для
начала нужно выбрать ведущего. Пусть им будет
тот, у кого самые большие способности к
разгадыванию загадок, ребусов и шифровок. Этот
человек получит за свое участие пять пробок.
Итак, в течение одной минуты вам надо
договориться, кто же будет ведущим. Время пошло (поставить
песочные часы). Ведущий выйдет из комнаты, а мы
встанем в хоровод и, не разжимая рук, будем
запутывать наш круг. Задача ведущего: распутать
нас, не разрывая сцепленных рук. В случае
затруднения вы можете ему подсказывать только
невербальными средствами, то есть молча, без
слов.
Обсуждение
Как вы определили ведущего? Все ли были
согласны с этой кандидатурой? Сложно ли было
сделать выбор? Успешно ли справился ведущий со
своими обязанностями? Кто бы еще хотел побыть в
роли ведущего? Понятны ли были невербальные
подсказки? Помогали ли они?
Игра «18 умений»(модификация «Стула хвастовства» И.В. Вачкова)
Задачи: развитие умения увидеть хорошее
в любом человеке, создание положительного
эмоционального фона в группе, повышение
уверенности в себе.
Ведущий. Пожалуй, теперь, после
тренировки, вам удастся расшифровать пару
символов в этой грамоте.
(Психолог немного раскручивает завернутую в
трубочку старинную грамоту и показывает ее
часть, где среди непонятных значков можно
прочитать: «18 умений».
Число умений у каждой группы будет свое. Оно
должно быть в два раза больше количества ребят,
участвующих в тренинге.)
Кажется, я понимаю, что это значит. Для того
чтобы добраться до клада, нашей команде
необходимо обладать 18 умениями. Сейчас мы
встанем в круг и по очереди будем хвастаться.
(Если ребята затрудняются, можно привести
примеры таких «умений»: рассказывать
анекдоты, угощать друзей, предсказывать погоду,
складывать бумажные самолетики, хорошо
запоминать лица, радовать своих близких,
показывать фокус, кататься на коньках, разводить
костер и др.)
Один начинает: «Может быть некоторые не знают,
что я хорошо умею… А Ваня (сосед справа)
хорошо умеет…» Важное условие: не
повторяться. У каждого будет свое
собственное умение плюс то, которое скажет про
вас другой человек. За каждое высказывание вы
будете получать разноцветные пробки.
После каждого высказывания психолог
инициирует аплодисменты и восторженные отзывы
для эмоциональной поддержки и раскрепощения
застенчивых участников.
Обсуждение
Легко ли было хвастаться? Что легче: вспомнить
свое умение или умение соседа? Приятно ли было
слышать про свои умения от другого человека?
Узнали ли вы что-нибудь новое друг о друге?
ЧАСТЬ 2
Разминка
Задачи: овладение способами
взаимодействия с окружающими, создание рабочего
настроения, выявление лидера.
Ведущий. Вы, ребята, учитесь вместе уже
несколько лет и, наверное, за это время хорошо
узнали друг друга. Сейчас мы будем играть так: по
моему сигналу вы будете строиться в шеренгу по
определенному признаку:
— сначала, как на физкультуре, по росту,
— затем по длине волос,
— по цвету волос (от самых светлых к темным),
— по ширине улыбки,
— по возрасту (учитывая разницу в месяц).
Важное условие: на время выполнения этого
задания вы все станете немыми (словами
пользоваться нельзя).
Игра «Орехи» (Ю. Зарипова)
Задачи: осознание и принятие
собственной уникальности и неповторимости
каждого.
Количество орехов должно соответствовать
числу участников. Каждый берет себе один орех.
Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех
и запомнить его особенности. Затем все орехи
перемешиваются. После этого каждый пытаетесь
найти свой.
Обсуждение
Ведущий. Что помогло найти свой орех? В
толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они
лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно
потратить время, присмотреться к нему. О ценности
ореха судят по тому, что у него внутри. Он может
быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим.
Поэтому нельзя судить о человеке только по его
внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по
уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна,
чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже
часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать
себя в безопасности. Они не могут сразу
открыться. Для этого должно пройти время.
За правильное выполнение задания раздать
ребятам по две пробки.
Игра «Близкие знакомые»
Задачи: развитие наблюдательности,
внимания к другому человеку
Ведущий. В игре «Орехи» вы
продемонстрировали свою наблюдательность.
Каждый из вас справился с заданием и смог
отличить свой собственный орех. А теперь мне
нужен самый отважный, наблюдательный и
внимательный человек. Водящий посмотрит на нас
всех внимательно, потом повернется к нам спиной,
а я буду задавать ему вопросы:
— Кто из присутствующих самый высокий?
— У кого из присутствующих длинные волосы? Есть
заколки на голове?
— У кого одежда состоит из светлой рубашки и
темных брюк?
— Какого цвета волосы у Маши?
— Какого цвета глаза у Миши?
— Как одет Сергей?
— У кого есть кольца на руках?
— У кого сережки в ушах?
И т.д.
Обсуждение
Что было вспомнить легко, а что трудно? Почему?
Игра «Ошибки»
Задачи: восстановление чувства доверия
к себе, к другим, к миру, развитие чувства юмора,
развитие умения поставить себя на место другого.
Ведущий. Мы отлично сейчас потренировали
свою наблюдательность и, наверное, сможем
разгадать следующую часть послания в старинной
грамоте. Смотрите, тут какие-то непонятные слова,
примеры. Что их связывает вместе?
молотцы 25:5=3 москва
Все мы ошибаемся. Ведь не ошибается тот, кто
ничего не делает. Все мы по-разному реагируем на
ошибки. Кто-то злится, кто-то смеется, а кто-то
остается невозмутимым. У меня есть несколько
коробок. В каждой из них лежат куклы-актеры и лист
с описанием ситуации, которую вам предстоит
показать, как в кукольном театре. Все сценки пока
не имеют завершения. Вы в парах подумаете, как
лучше выйти из той проблемы, в которую попали
куклы, и покажете нам свой финал. По традиции
каждое выступление мы будем награждать не только
бурными аплодисментами, но и разноцветными
пробками.
Возможные ситуации
После урока физкультуры Ваня заговорился со
своим другом и не успел вовремя переодеться.
Когда прозвенел звонок, он быстро снял футболку и
надел другую. Но он так торопился, что не обратил
внимания, что надел ее наизнанку. Когда же он
появился в классе, ребята начали над ним
смеяться.
Вася хотел сделать приятное своим родителям и
вызвался сварить компот. Как же ему было досадно,
когда весь его труд пошел насмарку. Компот никто
не смог пить, ведь Вася по ошибке добавил в него
вместо сахара соль!
Дима бежал по коридору школы, как вдруг из-за
угла вышла учительница истории. Дима слишком
поздно ее увидел, не успел остановиться и
врезался в почтенную даму. К счастью, она не
упала, но больно ушиблась.
На первом уроке у Кати пропала ее любимая ручка.
Она искала ее всюду, но не могла найти. Пришлось
писать запасной. Когда на третьем уроке Катя
увидела такую же ручку в руках у Маши, она, не
разобравшись, крикнула: «Это моя ручка!» Позже
выяснилось, что Маше папа купил такую же ручку, а
Катина ручка все это время находилась в
нагрудном кармане ее собственного пиджака.
Оле давно нравится Миша. Однажды в столовой Оля,
вставая из-за стола, случайно толкнула Мишу. У
Миши в руках был стакан с компотом. Стакан упал,
разбился, а компот вылился на новые брюки Миши.
Обсуждение
Ведущий. Конечно, неприятно оказаться в
неловкой ситуации, когда над тобой смеются. Но
если из-за таких пустяков мы будем ругаться со
всеми, злиться и кричать, то сделаем себе только
хуже. У нас испортится настроение, мы не сможем
поиграть, поразговаривать со своими
одноклассниками, потому что с ними поссорились.
Есть такое выражение: «Только сильный человек
может посмеяться над собой». Давайте постараемся
быть сильными и с улыбкой смотреть на мелкие
неприятности. И не забудем извиниться перед теми,
кого мы по глупости обидели.
Включить видеоролик песни: «Улыбнись,
ошибаются все». (Чердак сокровищ. Веселые
каникулы. ООО «Эдью-пресс», видеокассета, 1996.)
ЧАСТЬ 3
Приветствие
Задачи: разогрев участников.
Ведущий. Необходимо пожать каждому руку,
назвать по имени и посмотреть в глаза. Важно
никого не пропустить.
Обсуждение
Ведущий. Любому человеку приятно
услышать свое имя и встретить доброжелательный
взгляд. Контакт легче установить, если мы смотрим
собеседнику в глаза.
Игра «Паутина»
Задачи: ломка барьеров общения.
Ведущий. На прошлом занятии мы успешно
разгадали часть послания из старинной грамоты.
Вторая часть, по-моему, еще более непонятная и
запутанная, чем первая. Поэтому, чтобы
разобраться в ней, нам опять нужно
потренироваться. Представьте, что огромный злой
паук (им буду я) поймал вас всех в свою паутину. Вы
сядете в круг, а я пройду с клубком ниток и
обмотаю ваши руки (а иногда и талию) ниткой. (Нужно
пересечь круг несколько раз, чтобы в центре
появилась «паутина».) Вам нужно выбрать самого
доброго — того, кто сможет освободить всех.
Паутина злого паука отлипает от человека только
в том случае, если его называют ласково. Ваш
спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать.
Как только добрый человек доберется до
кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать
ваше ласковое имя и только потом распутать руки
или туловище.
Обсуждение
Ведущий. Освободитель назвал то
ласковое имя, которое вы ожидали, или другое? Что
чувствовал освободитель, называя каждого
ласково? Легко ли это?
Игра «Ласковые имена»
Задачи: развитие эмпатии.
Ведущий. Давайте сейчас разобьемся по
парам, и каждый на листочке напишет как можно
больше ласковых имен своего напарника.
Обменяйтесь этими листочками и, если ваш
напарник забыл какой-нибудь вариант вашего
имени, допишите его сами. Опять обменяйтесь
работами и зачитайте по очереди в кругу свои
творенья.
Обсуждение
Ведущий. Как вы понимаете пословицы:
«Доброе слово и кошке приятно», «Ласковый
теленок двух маток сосет»? Как часто мы слышим от
других ласковые слова? А как часто мы произносим
их сами? Есть ли тут взаимосвязь? Давайте
запомним золотое правило этики: «Относись к
людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к
тебе».
Попробуем хотя бы на этом занятии называть друг
друга только ласково. А чтобы вы не забывали это
делать, за каждое ласковое слово я буду вам
выдавать по пробке.
Итак, с помощью ласковых слов мы распутали
паутину. Недаром говорится: «Ласковым словом и
камни сломаешь». Пожалуй, с такими умениями мы
сможем и дальше разобрать слова в старинной
грамоте.
Следующее более или менее разборчивое слово в
грамоте — «репка». Что такое репка? При чем
тут репка? Давайте думать вместе. Что мы знаем про
нее?
(Кто-нибудь обязательно вспомнит про
одноименную сказку.)
Инсценировка сказки
Задачи: сплочение участников.
Ведущий. Давайте повеселимся и сыграем
эту добрую старую историю. Роли мы будем тянуть с
помощью жребия. А чтобы было веселее, давайте и в
этой сказке звать друг друга ласково: не Дед, а
Дедуля, не Баба, а Бабуля и т.п.
Роли записаны на свернутых листочках. Каждому
актеру необходимо выдать какой-нибудь
опознавательный аксессуар. Репке — зеленые
ленты; Дедке — кепку; Бабке — косынку; Внучке —
бант; Жучке — ошейник; Кошке — усы; Мышке — хвост.
Чтобы все вспомнили свои роли, психолог может
показать эту сказку на пальчиковых куклах. Если
ребят больше, чем персонажей, можно добавить
дополнительные роли: режиссера, автора,
костюмера, суфлера и т.д.
Обсуждение
Ведущий. О чем эта сказка? Неужели
только о сборе урожая? Конечно же, о взаимопомощи,
дружбе. Смотрите, ради общей цели даже бывшие
враги заключили перемирие. Собака не дерется с
кошкой, кошка не ловит мышку.
Есть такая старинная притча.
«Умирая, отец позвал своих сыновей, дал им в
руки по тоненькой веточке и попросил каждого
разломать свою ветку. Сыновья с легкостью
справились с этим заданием.
— А теперь попробуйте разломать метлу,
сложенную из этих веток.
Никто не смог выполнить второй просьбы.
— Вот так и вы: если будете все вместе помогать
друг другу, то ни один враг, ни одна беда вас не
сломят. И наоборот — малейшая неприятность
обернется большой бедой, если вы будете
поодиночке».
Хорошо бы во время рассказа дать ребятам
разломать по настоящей веточке, прутику из
веника и в конце дать настоящий веник.
Игра «Таинственная шифровка»
Задачи: формирование умения работать в
команде.
Ведущий. В нашей грамоте осталось только
одно неразгаданное место. Какая-то шифровка:
15Р12У23Ж14Б17Д16А.
Цифры обозначают количество пробок,
необходимых для данной буквы. Цвет буквы
совпадает с цветом пробки. Ребята должны будут
сложить все имеющиеся у них пробки и все вместе
выложить слово «ДРУЖБА». Чтобы не растерялись
пробки в период между частями тренинга, можно в
конце каждого занятия собирать их у ребят на
хранение.
Обсуждение
Ведущий. Как вы понимаете пословицы:
«Дружное стадо волков не боится!»; «Не имей 100
рублей, а имей 100 друзей»? Вы все старались
набрать как можно больше пробок, но в итоге
согласились сложить их в одну кучу для общего
дела. Что стало нашим кладом? Дружба! Сколько в
истории примеров, когда богатые люди вдруг
становились бедными. И, если у них не было друзей,
тяжко им приходилось. Деньги, клад могут
исчезнуть. Настоящий друг всегда будет рядом — и
в горе, и в радости.
Поиск клада и салют
Ведущий. И все же, чтобы нам еще немного
поиграть, давайте найдем осязаемый, материальный
клад. Чтобы его найти, надо пойти прямо, два раза
налево и направо.
Кладом может быть торт, который ребята съедят
все вместе, или набор специальных фломастеров —
блопенов. Если дуть в блопен, как в дудочку, из
него вылетают брызги краски, похожие на салют.
Каждому ребенку в подарок достанется один такой
фломастер. Психолог предлагает закончить
тренинг праздничным салютом на большой лист
бумаги с красиво написанным словом «дружба».
Как вариант, можно предложить оставить
отпечатки своих ладошек-листиков на Дереве
дружбы. На стволе этого дерева написано слово
«дружба», на ветках — имена ребят.
Елена БАШКИРОВА,
кандидат психологических наук bashk77@bk.ru
Спонсор публикации статьи: клиника «МедСевен». Если Вы задаётесь вопросом где можно сделать хорошее МРТ? , то ответ Вы найдете в центре МРТ "Мед 7" на улице 1905 года. Магнитно-резонансная томография проводится на новейшем оборудовании, к Вашим услугам высококлассные медицинские специалисты, удобное расположение клиники и доступные цены.
Цель упражнения «Каракули»: совместная деятельность с ребенком;развитие воображения, мелкой моторики рук, умения понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: от четырёх лет.
Материалы: бумага, карандаш.
Между Вами и ребенком, с которым Вы проводите практику арт-терапии должен состояться примерно следующий диалог: «Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?»
Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
Пока вы сидите с ребёнком дома, обязательно рисуйте с ним. Совместные занятия творчеством помогут поднять настроение. А ещё — лучше понять ребёнка и узнать, о чём он думает. О том, как использовать арт-терапию дома, рассказывает Елена Лесина, психолог-педагог, эксперт благотворительного фонда «Гольфстрим»
Елена Лесина, психолог-педагог инклюзивного выставочного проекта с реабилитирующим эффектом «Искусство быть», эксперт благотворительного фонда «Гольфстрим»
Термин «арт-терапия» (лечение искусством) появился достаточно недавно, в 1938 году. Но пользовались этой техникой очень давно. Часто человек использует её, не осознавая этого. Простой пример: когда во время разговора вы водите карандашом по листу, а на нём возникают картинки. Проанализировав их, специалист может рассказать, что вы чувствовали или о чём думали в этот момент. Так же и ребёнок, зажав в кулаке карандаш, рисует «каляку», выплескивая на лист всё, что накопилось за день и требовало выхода.
По сути, так вы или ребёнок терапевтируете себя сами, помещая на лист то, о чём думаете или избавляясь от негативных эмоций. Эти случаи иллюстрируют один из важных моментов арт-терапии — работа с внутренним состоянием, эмоциями, с подсознанием.
Вовлеченность в такое творчество не требует от участника особых специфических умений и материалов. Попробуйте позаниматься с ребёнком дома: сейчас, когда все мы в сложной ситуации, на карантине, это особенно полезно.
Занятия рисованием, кроме развития мелкой моторики, воображения, интеллекта — это ещё и эмоциональный отклик на происходящие в жизни события. Водя карандашом по бумаге, мы фиксируем переживания, проецируем мысли. Любые каракули, бездумно выведенные на листе бумаги (или обоях в комнате), несут в себе смысл и желание что-то сказать.
Арт- терапия помогает выплеснуть переживания, улучшить психоэмоциональное состояние, а также дает импульс к активному восприятию мира, к саморазвитию и общению. Это простой и удобный способ для мамы, занимающейся своим ребенком, понять его переживания, о которых он молчит.
Порисуем вместе?
Вот несколько идей для совместных занятий.
«Каракули»
Взрослый проводит произвольную кривую на листе и объясняет ребёнку: раньше это был целый рисунок, и на нём была нарисована Каракуля. Но нечаянно основную часть её стерли, а кто или что такое Каракуля неизвестно.
И предлагает попробовать догадаться или придумать, кто/что это, и дорисовать картинку. После того, как всё готово, можно поспрашивать: «Расскажи о своем рисунке, что хотел изобразить, почему выбрал эти цвета?. Каракуля хорошая или плохая? Она тебе нравится? Чем? Какое настроение сейчас у Каракули?».
Можно предложить дать Каракуле другое имя. Ответы помогут понять, в каком состоянии сейчас ребёнок: описывая свою картинку, он подсознательно будет говорить о собственных эмоциях и переживаниях. Кроме того, эта картинка может стать основой для сотворчества ребенка и взрослого, так как можно предложить вместе сочинить историю «О путешествии Каракули», придумывая каждый по одному предложению или дорисовать Каракуле друзей.
«Что рисует рука?»
Предложите закрыть глаза и просто нарисовать то, что «хочет рука», не задумываясь. После этого, открыв глаза, можно попробовать найти знакомые предметы в рисунке, — угадать, что же «рука хотела» изобразить и обвести каждый найденный предмет по контуру другим цветом.
Можно сочинить историю по картинке, используя все найденные предметы, неважно одушевл`нные они или нет, сделать сюжетную картинку или комикс по этой истории.
«Я — твои глаза, ты — мои руки»
Отличное упражнение для работы в паре взрослый-ребёнок. Можно не только вместе порисовать, но и закрепить у ребёнка знание названий геометрических фигур и навыки ориентирования в пространстве.
Одному из участников завязывают глаза и дают в руки карандаш. Второй, используя только название геометрических фигур и указания — «вверх-вниз, вправо-влево, стоп», — руководит руками. Вместе с малышами так можно рисовать несложные предметы, а если участвуют дети постарше, то и тематические картинки или иллюстрации к любимым книжкам.
Можно давать и такие задания друг другу: используя только одну геометрическую фигуру, надо нарисовать какой-то предмет или героя мультфильма. Например: с помощью кругов изобразить Чебурашку или Смешариков. Все это делается на одном листе, чтобы в итоге получился полноценный совместный рисунок.
«Штамповка»
Маленьким детям очень интересно рисование пальчиками или любым мелким предметом (техника штамп). Отпечатками пальцев можно нарисовать, например цветочную полянку, где отпечатки -это лепестки цветов или крылья бабочки.
Взрослый под руководством ребёнка может дорисовать кисточкой недостающие детали (стебельки цветов, усики насекомых). Чтобы делать отпечатки, можно использовать любые предметы (крышки флаконов, пластмассовые игрушки), можно штампики вырезать из подручных материалов (из губки для мытья посуды, сырого картошки).
«Угадай животных»
Вариант 1: на листе бумаги надо произвольно нарисовать куст или дерево. Ребёнок/взрослый рисует часть животного, который «прячется» за растением, другому участнику нужно угадать кто это.
Вариант 2: взрослый рисует одно животное, составляя его из частей разных зверей, а ребёнок должен угадать и правильно раскрасить каждую деталь. Таким образом можно как смешивать абсолютно разных животных, так и конкретизировать, например: рисовать только домашних животных или только птиц
Вариант 3: взрослый начинает рисовать зверя или птицу. Изобразив одну деталь, делает паузу, а ребёнок пытается угадать, кто это, и сам дорисовывает картинку.
Как родителям успокоиться и снизить тревогу?
С помощью техники «мандала»! Это отличный вариант снятия нервного напряжения для взрослых и медитативная практика для всех, кто умеет держать карандаш. Помогает расслабиться: а это то, что необходимо современной маме, запертой на карантине с детьми в квартире. Потому что для ребёнка спокойная и расслабленная мама намного важнее всяких развивающих занятий.
Читайте также:
5 техник рисования, которые очень понравятся вашим детям
От неуверенных линий к шедеврам: что такое каракульное рисование
Фото: Room 76, Bubushonok, Batyreva Irina, Elinorka, s_oleg/Shutterstock.com
>